Восемьдесят лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Четыре долгих года, не щадя сил и жизни наш народ шел к Победе. Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Война коснулась каждого человека нашей страны.

         Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в отечественной литературе. Чем дальше уходят от нас события той войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории. Предлагаем вашему вниманию рекомендательный список художественной литературы советских и российских писателей о Великой Отечественной войне. Эти книги Вы можете взять почитать в библиотеках Ленского района или в электронной библиотеке ЛИТРЕС, перейдя по ссылке в  QR-коде.

Григорий Бакланов – советский писатель, сценарист и публицист, фронтовик, один из ярких представителей «лейтенантской прозы». В 1941 году, когда Бакланову было 17 лет, он добровольцем ушел на фронт. Достоверные эпизоды войны, отраженные в произведениях Бакланова, часто шли вразрез с парадной историей, но несли правду, которую автор хотел рассказать о том, что видел и пережил. «Новые поколения не представляют себе, что же такое в свое время, в конце 50-х – начале 60-х, была так называемая „лейтенантская проза“, – вспоминал Бакланов. – Это был, в первую очередь, свой взгляд на войну, писали о том, что сами вынесли с полей сражений, правду делали достоянием всех».

В романе «Июль 41 года», который Бакланов считал одним из главных своих произведений, рассказано о трагедии первых месяцев войны. Этот роман был написан на основе документальных материалов, мемуаров, а также бесед автора с людьми, жившими в пограничных районах перед войной. В нем он одним из первых показал взаимосвязь между сталинскими репрессиями, обезглавившими армию, и неисчислимыми потерями в 1941 году. Цензура требовала вынуть из романа главы о репрессиях, но он не шел на компромисс. Роман был опубликован в январе–феврале 1965 года, в самом конце хрущевской «оттепели», а потом не переиздавался 12 лет. Импульсом для его написания послужила судьба родного брата Бакланова, Юрия Фридмана, погибшего в октябре 1941 года в московском ополчении.

Александр Бек родился в Саратове в семье генерала медицинской службы, главного врача военного госпиталя. Окончил местное реальное училище. В 19-м году в возрасте 16 лет Бек вступил добровольцем в Красную армию. В 41 году Бек вступает в московское народное ополчение в составе «писательской роты» Краснопресненской стрелковой дивизии. С октября Бек находился в войсках, оборонявших Москву на Волоколамском направлении.

Эти события станут причиной появления целого ряда очерков и «выстраданной» тетралогии «Волоколамское шоссе» с подлинным главным героем, комбатом Бауыржаном Момыш-Улы. «Волоколамское шоссе» можно назвать одной из главных книг военной прозы в целом — чуждой украшательству и высокомерному небрежению «окопной правдой». Шедевр военной прозы «Волоколамское шоссе» переведен на десять языков. В нем ярко описываются страшные дни обороны Москвы во время Великой Отечественной войны… Романом зачитывался Эрнесто Че Гевара, а Фидель Кастро, отвечая на вопрос, кого из героев Второй мировой войны он считает своим кумиром, не задумываясь сказал: «Баурджана Момыш-улы – героя книги Александра Бека «Волоколамское шоссе».

Роман известного советского писателя Вадима Кожевникова лауреата Госудврственной премии СССР и РСФСР рассказывает об опасной работе советской разведки в годы Второй мировой войны. Главный герой романа, Александр Белов, которому по долгу службы предстоит принять облик врага своей Родины и, ежеминутно рискую жизнью, вести трудную борьбу в тылу врага. Это не только остросюжетная шпионская история, полная политических интриг и бесконечных испытаний ума, силы и воли отдельных людей, это широкое, полное драматических коллизий историческое полотно, раскрывающее перед читателем социальные и психологические корни самого трагического противостояния двадцатого века.

В годы Великой Отечественной войны Вадим Михайлович был военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, интендант 2-го ранга, позднее майор, с 1943 года — газеты «Правда» 1-го Украинского фронта[1]. Участвовал во взятии Берлина.

Книга Дмитрия Николаевича Медведева, Героя Советского Союза, командовавшего партизанским отрядом во время Великой Отечественной войны, вошла в золотой фонд духовно-патриотической литературы. Повествование о легендарном разведчике Николае Кузнецове и героях былых сражений захватывает документальными историческими фактами, заставляет проникнуться вечной памятью о мужественных и сильных духом людях. Дмитрий Николаевич Медведев с 1918 года в Красной Армии, воевал в Орловской стрелковой дивизии. Принимал участие в боях на Восточном фронте и под Петроградом против войск генерала Юденича.

Участвовал в ликвидации на Донбассе банд Каменюки, Белокобыльского, «Балабы», «Блохи». Ликвидировал известную в Одессе банду атамана Заболоцкого, организовал и осуществил розыск личного клада атамана Нестора Махно. С августа 1941 года возглавил оперативную группу «Митя» – первое подразделение из состава Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН), заброшенное в тыл немецких войск в начале сентября 1941 года. Отряд действовал до января 1942 года на территории Смоленской, Брянской, Орловской областей, провел свыше 50 крупных операций.

События повести происходят на западе Украины летом 1944 года — незадолго до начала операции «Багратион». Командир разведроты лейтенант Травкин получает задание перейти через линию фронта и произвести разведку в тылу врага, который, предположительно, перегруппировывает силы для наступления. Глубокой ночью группа из 18 солдат, получившая позывной «Звезда», переходит линию фронта и около полутора километров успешно продвигается сквозь лес, переполненный немецкими солдатами… Когда началась война, Казакевича освободили от призыва из-за сильной близорукости (один глаз: –8, а второй: –10). Но он не собирался отсиживаться в тылу, и ушел добровольцем на фронт.

Грамотный, знавший несколько языков младший лейтенант, попал в подразделение разведки. Его группа часто совершала рейды в тылу врага, добывала ценные сведения, несколько раз отбивалась от наседающих гитлеровцев. Как добывались ценные данные, писатель описывает в повести «Звезда». «Зеленые  привидения» — разведчики, переходили линию фронта, брали «языков», от которых и получали необходимую информацию.«Звезда» – первая военная повесть Эммануила Генриховича Казакевича, принесшая автору-фронтовику славу. Повесть – одно из самых эмоционально проникновенных и трагических произведений русской литературы о войне. Задуманная во время Ковельской наступательной операции, эта повесть стала всемирно известной, в России переиздавалась более 50 раз и переведена более чем на двадцать языков.

Повесть Бориса Васильева «Офицеры», посвященная дружбе боевых товарищей, прошедших фронты сначала Гражданской, а затем Великой Отечественной войны и сохранивших верность долгу, любви и офицерской чести, принадлежит золотому фонду современной литературы. А одноименный художественный фильм, снятый в 1971 году режиссером Владимиром Роговым, до сих пор любим самой широкой аудиторией. На фронт Борис Васильев попал в 17 лет. Вместе с другими добровольцами из комсомола он поехал на прифронтовую полосу в Смоленск вывозить ценные исторические бумаги. Но через несколько дней после их приезда немцы сбросили десант.

Об архивах сразу забыли: группу отправили оборонять деревянный мост, ведущий в соседнюю деревню. 3 июля 1941 года Борис Васильев попал в окружение, из которого выходил практически четыре месяца. В одном интервью он сказал: «Война беспощадна — она остается в человеке на всю жизнь, если он воевал, конечно, а не скрипел пером где-то в тылу». Великая Отечественная война на долгие годы определила творчество писателя, его произведения «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Великолепная шестерка» стали классикой фронтовой литературы.

Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. «У войны не женское лицо» — опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.

Светлана Александровна Алексиевич — белорусская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе родилась в семье военнослужащего в 1948 году. После демобилизации отца из армии семья переехала в Белоруссию. Окончила отделение журналистики Белорусского государственного университета. В 1960-х годах Алексиевич работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей, а также в редакции газеты в городе Наровле Гомельской области.

Повесть известного белорусского писателя Василя Быкова, участника Великой Отечественной войны, посвящена событиям осени 1941 года. Война в повести отображается через углубление в психологию героев, поставленных в экстремальные условия. В своем произведении В. Быков не обходится без показа прошлого своих героев, давая нам понять, что их поведение следует из всей предыдущей жизни, потому что ничего случайного не бывает. Особенность этой повести в том, что автор показывает войну не глазами её участников-военнослужащих, а просто мирных жителей. Обычные, не примечательные в повседневной жизни люди совершают подвиги и идут на жертвенную смерть.

Повесть «Знак беды», за которую автор был награждён Ленинской премией, — значительная веха не только в творчестве Василя Быкова, но и в литературном процессе советского периода в целом. Выдержана в пределах стиля писателя, повесть определяется ограниченным пространственно-временным разворотом, небольшим количеством героев, характерной военной тематикой и острой проблематичностью.

Роман восстанавливает подлинную историю легендарного боя у разъезда Дубосеково в ста километрах от Москвы. 16 ноября 19141 года 28 бойцов 316-ой стрелковой дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова, оказавшись на острие главного удара Вермахта, ценой собственной жизни остановили движение немецких войск, что было крайне необходимо в сложившейся обстановке на фронте. «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» — эти слова политрука Клочкова вошли в легенду. О героях-панфиловцах писали все газеты СССР. На их подвиге воспитывались поколения советских людей. Эта книга — земной поклон Советскому Солдату, стоявшему насмерть там, где выстоять было выше человеческих сил!

Першанин Владимир Николаевич — русский писатель, автор остросюжетных романов и фронтовых боевиков родился в 1949 году. Першанин родился в семье фронтовика, а потому пошел по стопам отца и сразу после университета поступил на службу в органы внутренних дел города Волгограда. В 1993 году Владимир Першанин оставил службу и полностью посвятил себя литературной деятельности: изучению документов Великой Отечественной войны, интервью с непосредственными участниками боевых действий и работе над своими военными романами.

 Автобиографичный рассказ Евгения Носова о Дне Победы. Это первый рассказ писателя о войне, написанный через 20 лет после Победы. Носов отмечал, что рассказ полностью автобиографичный. 8 января 1945 года Евгений Носов был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале в Серпухове. По его словам, он «написал о своём пребывании в госпитале»: «У каждого солдата, уцелевшего и вернувшегося домой, свой День Победы. У меня вот такой, какой я написал в рассказе. Там ничего не добавлено, не придумано, написано именно так, как было в действительности. Единственное — рядом со мной лежал казах, а в рассказе лежит Копешкин. А все остальное полностью соответствует пережитому.»

Герой рассказа также получил ранение в бою с «Фердинандом» при январском прорыве восточнопрусских укреплений. Подробности последнего боя Носова известны со слов его друга — писателя Виктора Астафьева, считавшего, что люди, пережившие войну, будут плакать, читая рассказ «Красное вино победы». Виктор Астафьев: «Он воевал в расчете противотанковой пушки. Артдивизион отбивался от наседавших фашистских танков, выкатив орудия на полотно железной дороги. И если бы не это полотно!.. Сколько-то человек скатились по насыпи, и полотно закрыло их от танковых гусениц и пулеметов. Кто-то отстреливался, кто-то полз, волоча за собой кишки, кто-то кричал: «Не бросайте, братцы!» — и хватался за ноги; кого-то тащил мой друг, потом кто-то волоком пер по земле его. Будет госпиталь, и не один, будут страдания, будет День Победы…»